BeesyTech Blog

UX-исследователь

Кто такой UX-исследователь, и чем он занимается?

Кто такой UX-исследователь?

UX-исследователь – это специалист, который исследует поведение и мотивацию пользователей продукта через наблюдение и сбор обратной связи. Целью UX-исследователя является изучение пользователя и его взаимодействия с продуктом и презентация полученных выводов продуктовой команде.

Чем занимается UX-исследователь?

Обычно UX-исследователь занимается планированием и проведением пользовательских исследований, сбором и анализом данных, презентацией результатов исследования, и составлением рекомендаций по улучшению пользовательского опыта.

Планирование UX-исследований

UX-исследователь начинает планирование исследования с постановки цели, задач и гипотез исследования. На основе целей и задач исследования, а также в зависимости от степени готовности продукта UX-исследователь подбирает оптимальный метод исследования. Далее он готовит материалы для проведения исследования, например, опросники, гайды, прототипы, карточки. Заключительным этапом планирования является поиск, отбор и рекрутинг респондентов. В качестве респондентов выступают либо текущие пользователи продукта, либо люди, подходящие под портрет целевой аудитории.

Проведение UX-исследований

Составив план исследования и подобрав респондентов, UX-исследователь приступает к проведению исследования. То, как именно UX-исследователь будет проводить исследование, во многом зависит от выбранного метода.

При проведении качественного исследования UX-исследователь изучает поведение респондента и разбирается, почему так или иначе поступил респондент. Для этого UX-исследователь может обратиться к интервью, фокус-группам, лабораторным тестам, пятисекундным тестам, где после каждого ответа или действия респондента есть возможность спросить, почему респондент так думает или так поступает. Такое пристальное внимание к каждому респонденту помогает разобраться в болях и нуждах пользователей, но требует много времени. Поэтому при проведении качественных исследований UX-исследователь ограничивается небольшим числом респондентов.

При проведении количественного исследования UX-исследователь собирает большой массив данных для оценки поведения пользователей. Для этого он может обратиться к анкетированию, A/B-тестированию, анализу пользовательских путей, где данные автоматически собираются и отправляются в аналитические системы. Автоматический сбор данных делает проведение количественных исследований относительно недорогим, поэтому при проведении количественных исследований UX-исследователь имеет возможность работать с большим числом респондентов.

Сбор и анализ данных

Завершив проведение исследования с респондентами, UX-исследователь собирает все полученные данные. По итогам качественного исследования UX-исследователь транскрибирует все сказанное респондентами, по итогам количественного – выгружает данные из аналитических систем. Далее UX-исследователь изучает и визуализирует полученные данные, чтобы ответить на вопрос или проверить гипотезу, сформулированные в самом начале исследования.

Презентация результатов исследований

Основываясь на результатах анализа собранных данных, UX-исследователь готовит отчет о проделанной работе. В отчете UX-исследователь описывает цели, задачи и методологию исследования, характеризует выборку респондентов, презентует основные выводы исследования, а также предлагает рекомендации по улучшению пользовательского опыта. Этот отчет UX-исследователь отправляет всей продуктовой команде, а также кратко рассказывает его на звонке или встрече.

Где работает UX-исследователь?

Чаще всего UX-исследователи работают на фирмы, которые занимаются разработкой цифровых продуктов. Это могут быть стартапы, крупные IT-компании, дизайнерские и консалтинговые агентства.

Какими инструментами владеет UX-исследователь?

Miro

Miro – интерактивная онлайн-доска для совместной командной работы. UX-исследователь использует Miro для ведения и организации заметок, визуализации пользовательских путей, а также презентации финальных результатов исследования. Также UX-исследователь часто обращается к встроенным шаблонам Miro, которые часто подходят для UX-исследований.

Confluence / Notion

Confluence и Notion – платформы для создания текстовых документов, баз данных, таблиц, баз знаний, ведения проектов и совместной работы. Используя вики-страницы, UX-исследователь фиксирует и распространяет знания о результатах проведенных исследований.

Respondent / User Interviews

Respondent и User Interviews – платформы поиска и интервьюирования респондентов. С их помощью UX-исследователь собирает аудиторию для проведения качественного исследования, если работа с текущими пользователями невозможна.

Loop 11 / Lookback

Loop 11 и Lookback – сервисы для проведения удаленного юзабилити-тестирования. UX-исследователь проводит на этих платформах качественные исследования с использованием кликабельных прототипов, имея при этом возможность сделать видео- и аудиозапись интервью.

SurveyMonkey / Google Forms

SurveyMonkey и Google Forms – наиболее часто используемые инструменты для создания и проведения онлайн-опросов. С помощью этих инструментов UX-исследователь создает и редактирует анкеты, а также выгружает все ответы респондентов, когда проводит количественные исследования.

Где искать вакансии UX-исследователей?

Вакансии для продуктовых аналитиков можно искать в нашем telegram-канале или telegram-боте. Там мы ежедневно публикуем лучшие вакансии с удаленкой, релокейтом и зарплатными вилками.

Что еще почитать?


Продуктовый менеджер – это специалист, который разрабатывает стратегию продукта и реализует ее с помощью команд разработки, дизайна, маркетинга и аналитики.

Продуктовый аналитик – это специалист, который анализирует данные о поведении пользователей сервисов, чтобы ответить на вопрос, как развивать цифровой продукт.

Менеджер проектов – это специалист, который играет ведущую роль в планировании, мониторинге и контроле выполнения проектов.

Продуктовый дизайнер – это специалист, который проектирует пользовательские интерфейсы так, чтобы клиентский опыт был наиболее комфортным.

Made on
Tilda